Разборка вторичного ваза кпп ваз 2109
Дефектовка деталей вторичного вала ваз 21083
Механизм выбора передач ВАЗ 21083
Порядок разборки кпп ваз 2109 такой же как и у других модификаций этих коробок и описан тут. На кпп ваз 2109 устанавливают вторичный вал под номером 21083-1701105. Этот вал считается самым надежным из всех которые применяются на вазовских коробках. Именно его используют при тюнинге, когда устанавливают спорт ряды. Фото вала ВАЗ 21083:
Встречается три вида этого вала: с 15, 16 и 17-ю зубьями. С 15 зубьями (главная пара 4,1) ставили в самом начале выпуска восьмерок и сейчас практически невозможно встретить на обычных коробках. Их ставят на заказ при тюнинге кпп. 16 зубьев (главная пара 3,9) встречаются иногда на старых коробках. Если кпп без щупа вероятность что там 3,9 пара довольно высока. Позже почти все кпп стали комплектовать исключительно главной парой 3,7, вал с 17 зубьями.
Разборка вала ваз 21083
Закрепляем вал в тисках, спрессовываем подшипник с помощью двух отверток:
Под подшипником тонкая шайба и шестерня 4-й передачи. Снимаем их:
Далее необходимо снять ступицу в сборе с муфтой 3-4-й передачи. Для этого двумя отвертками толкаем шестерню 3-й передачи вверх пытаясь снять ступицу вместе с шестерней и втулкой подшипника 4-й передачи. Здесь как повезет, может удастся отвертками снять. А бывает ступица так посажена, что не то что отвертками, не каждый съемник возьмет. Дело осложняется тем, что нужен специальный съемник, длинный и с тонкими лапами которыми нужно зацепить за шестерню 3-й передачи. Нельзя сняв муфту, прикладывать усилия к ступице. Ступица чугунная сразу треснет. Лапы съемника опирать только на шестерню!
Под шестерней 3-й передачи стопорное кольцо из собственно кольца и двух полуколец с шариком:
Сняв их, добираемся до шестерни 2-й передачи, снимаем ее вместе с блокирующим кольцом синхронизатора, под ней ступица с муфтой 1-2-й передачи. Для снятия ступицы необходимо демонтировать стопорное кольцо:
Затем демонтируем ступицу в сборе:
Дефектовка деталей.
Прежде всего внимательно осматриваем сам вал. Шейки подшипников должны быть гладкие и блестящие без малейших признаков питтинга, канавок, раковин. Если причиной разборки кпп стало разрушение переднего подшипника вторичного вала, вероятнее всего вал придется выбросить. В таких случаях чаще всего повреждаются зубья ведущей шестерни вала:
На фото стрелка показывает место наибольшего износа зубьев, если такой вал поставить кпп будет сильно гудеть. Одна из самых распространенных неисправностей забитые зубья зубчатого венца шестерен, и поломка ступицы. Это приводит к выбиванию передачи:
Обычно страдает и муфта:
Так же необходимо внимательно осмотреть ступицу. Если поломана это сразу видно, но бывает часто когда ступица еще целая, а трещины уже пошли. Такая долго не продержится, обязательно нужно менять. Стрелками на фото показано место где появляются трещины:
Кроме этого на торцах ступицы, в местах контакта с шестерней часто бывает большой износ.
Сборка вала
Собирают вторичный вал в обратном порядке. Обратите внимание на некоторые моменты, на валу устанавливают два стопорных кольца для фиксации ступицы 1-2- передачи:
Кольцо показанное стрелкой устанавливают в самом начале, второе после установки ступицы. Блокирующие кольца синхронизатора бывают двух видов:
То что на фото под первым номером увеличенного диаметра, должно устанавливаться на соответствующую шестерню. Зазор между кольцом и шестерней должен быть не менее 0,6 мм. Но имейте в виду что самое нагруженное кольцо 2-й передачи, поэтому при ремонте лучше второй синхронизатор ставить новым, или самый лучший какой есть. При монтаже выступы первого кольца распологают напротив сухариков в ступице. Второго же кольца, более низкие выступы напротив сухариков:
Можно также ориентироваться по выточкам в муфте, напротив лунок в муфте располагаются более высокие и широкие выступы синхронизатора. Если перепутаете передача не будет переключаться, поэтому после сборки вала обязательно нужно в ручную подвигать, попереключать передачи. Если снимали муфты не перепутайте шарики с шариком который в стопорном кольце, который в лунку вала входит. В муфтах шарик 6 мм, в кольце 5,5 мм.
Механизм выбора.
В девяточных коробках устанавливают стальной механизм выбора передач с интегрированным предохранителем включения задней передачи. Предохранитель это просто шарик с пружинкой, для включения задней передачи необходимо приложить ощутимое усилие для сжатие пружины. Еще одна пружина служит для фиксации ручки переключения передач в определенном положении, чтобы ручка не болталась свободно между 1-2-й и 3-4-й передачами. Самая распространенная неисправность этого механизма переключения это поломка этой пружины:
Как правило поломка пружины не ведет к особым проблемам, после этого так же можно ездить. Лишь изредка случается, что куски очень неудачно клинят и мешают нормальному переключению. Для замены пружины механизма откручивают гайку штока, затем отверткой поворачивают шток на пол оборота, чтобы утопить подпружинненый шарик фиксатора включения заднего хода:
Затем вытаскиваем шток из механизма, вынимаем остатки пружины с фигурной шайбой. Вставляем новую пружину вместе с шайбой, собираем в обратном порядке:
Конечно прежде чем искать и менять пружину нужно тщательно осмотреть механизм выбора, может он так разбит что уже и не имеет смысла менять пружину. Чтобы проверить нужно пальцами покачать два рычага которые прямо на этом фото, если они болтаются, разошлись, то придется менять механизм.
Обычно ослабляется посадка в месте показанном стрелкой, может дойти до того что рычаги настолько разойдутся что шток пятой передачи провалится в эту щель и заклинит. Тогда передачи перестанут переключаться.